Версия для слабовидящих
Яндекс.Метрика

Центральный выставочный зал

Выставка «Песок и кровь» Франсиско Гойя и Пабло Пикассо.

Экспозиция представляет работы двух великих испанских художников Франсиско Гойи и Пабло Пикассо, посвящённые удивительной испанской традиции и пленительному искусству корриды, в основном навеянные опытом собственных переживаний и эмоций, так и творческим вдохновением от событий, свидетелями которых они были.

Коррида всегда притягивала к себе внимание не только зрителей, но и писателей, композиторов, поэтов и художников. Свои произведения ей посвящали Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерон де ла Барка, Проспер Мериме, Теофиль Готье, Гарсия Лорка, Эрнест Хемингуэй, Жорж Бизе.

Франсиско Гойя и Пабло Пикассо занимают особое место в искусстве и как великие художники, и как великие знатоки истории и мира корриды. Их творения как в живописи, так и в графике, запечатлевшие грандиозное национальное празднество, сродни глубокой поэзии родной страны, одному из вечных лиц Испании.

Брызги восторга и всполохи песка, обагрённые кровью, стали для них художественным мотивом воплощения испанского национального духа.  Изгибы арены, ослепительное солнце, отбеливающее песок, игры теней и огней, наряду с танцем смерти, слава и трагедия остались на века в работах их великих создателей.

Франсиско Гойя

Но, все же, коррида Гойи и коррида Пикассо – это два мира. Для первого важны историзм и правдивость с практически фотографическим воспроизведением событий. Для второго – символическая ценность происходящего на арене, в большей степени отражающая мистическую связь главных действующих лиц.

Гойя переносит зрителя непосредственно в гущу событий, заставляя стать свидетелем триумфа победы и грандиозности поражения. Пикассо наслаждается поиском грациозности тореадоров и величественной стати быков, создавая собственный репертуар экспрессивных форм.

В 1814-1816 годах в перерывах между работой над офортами из знаменитой серии «Бедствия войны» 60-летний Гойя обращается к теме корриды, создавая серию офортов, вошедшую в золотой фонд мирового изобразительно искусства под названием «Тавромахия». В ней художник уходит от привычного в то время изображения корриды красочным и ласкающим взор представлением. Будучи близко знакомым с целым рядом выдающихся тореадоров, хорошо видя и отчетливо осознавая оборотную сторону действа, Гойя сосредотачивает своё внимание на передаче жестокости, откровенности и драматичности зрелища.

Его работы, демонстрируемые на выставке, сплетая воедино победителя и побеждённого, преисполнены величественного напряжения развязки этого яркого и страстного, но все же пасадобля смерти. Гойя наполняет свои сюжеты правдой и точностью, скрупулёзностью отработки всех деталей, создавая в конечном итоге монументальные героические полотна в миниатюре, где действующими лицами произведений становятся яркие исторические личности.

Франсиско Гойя

В 1959 году 80-летний Пабло Пикассо создает в целой серии рисунков свою мистерию любви и смерти. В корриде, как в действе, Пикассо видел совершенное воплощение пластики человеческого тела, восхищаясь матадорами, представляя быка воплощением стихийных сил природы.

В этих работах Пикассо, значительная часть которых представлена на выставке, тема единоборства постепенно приобретает характер драматургии, а сам представленный трагически-праздничный ритуал игр с быком обретает глубокий философско-психологический смысл. У Пикассо есть тысяча точек зрения, с которых он показывает корриду и передаёт её напряжение зрителю. Он не только меняет точку наблюдения, но меняет и технику, заставляя быков, матадоров, пикадоров перебираться с арены на поверхность листа и застыть, как в скульптурных формах. Тонкие и изящные линии, или нарочито крупные мазки кистью, кажущиеся небрежно брошенными на лист, внезапно фиксируются на бумаге, чтобы отныне быть вечными. Будь-то чёрно-белые или цветные они будут нести и образ быка – внутреннего двойника художника, и модели – человека, который спускается на арену за немеркнущей в лучах славы победой.

Пабло Пикассо

Экспонируемые на выставке более 130 офортов и литографий Франсиско Гойи и Пабло Пикассо – двух ярких сыновей своей родины и её традиций, раскрывают нам в XXI веке удивительный мир культа быка и корриды, где властвуют азарт и риск, свет и тени, эмоции и страсти, победа и поражение, погоня за жизнью и всегда остающиеся на арене ПЕСОК И КРОВЬ…

Экспозиция предоставлена арт-объединением «Арт-Гид».

Проект участвует в программе «Пушкинская карта».
12+

Экспозиция работает с 3 марта по 24 апреля.

Стоимость билетов:

Основной билет – 300 р.

Льготный – 250 р. 

Школьники с 7 лет – 150 р.

Пабло Пикассо