Уральский коэффициент – коэффициент, используемый при расчёте заработной платы работника за труд в сложных климатических условиях. Уральские доплаты установлены для жителей Урала. Повышающие районные коэффициенты были введены с 1 ноября 1987 года, значения регламентированы постановлением Совмина СССР от 21 мая 1987 г. № 591.
Суровые уральские условия существования не могли не сказаться на мировосприятии и, как следствие, на творчестве художников, которые живут в регионе. Таким образом, предлагаемый вниманию зрителя выставочный проект, призван обозначить некую общую составляющую, общий вектор мышления авторов. Выставка, скорее всего, не порадует тех, кто привык восхищаться работами импрессионистов (пленэристов) с их воздушностью и многокрасочностью. Сам уральский воздух и погодные условия как будто бы не предполагают этих свойств живописи.
Экспозиция объединила работы Максима Каёткина, Александра Грекова, Сергея Казакова-Подкина и Андрея Блажнова (видеоарт).
Авторам чуждо заигрывание со зрителем: предметами их созерцания становятся промышленные пространства и механизмы: корабли, машины, ж/д составы, мотивы дороги. Именно в этой брутальности они находят дух прошлого времени. Через объекты ушедшей материальной культуры, как правило имеющие «суровый» вид и вызывающие у наблюдателя сильные чувства, связанные с воспоминаниями о былой мощи и инженерном размахе, художники пытаются найти свою визуальную идентичность, найти то, чем они могут отличаться от художников, которые работают, например, в средней полосе России.
Недаром мотив дороги, обозначение транзита, связи миров – одна из ведущих тем живописных и видео работ.
Представленные ими произведения достаточны понятны и могут показаться простыми. В их работах важен не элемент новизны, свойственный, скорее, модернистам, а некий «охранительный» смысл. Словно ностальгия по ушедшему может запечатлеть, сохранить некую глубину человека. Все эти художники искренне вовлечены, сопереживают тому, что делают. Их образы – не критика, это эстетика новой ностальгии.
Представленные авторы неоднократно выставлялись в Москве и Санкт-Петербурге, Перми и других городах России, но по отдельности. Пообщавшись, обнаружили, что близки по своей эстетике и духу. «В Перми мы решили объединить усилия и показать эту эстетику как направления новых серьёзных», – говорит Максим Каёткин – участник выставки. Это своеобразный эксперимент. Авторы чувствуют на себе печать сурового стиля 60-х годов ХХ века. Платформа «сурового стиля» базируется на достижениях российского, советского искусства. По словам участников, они хотят уйти от шаблонного восприятия и автоматического поглощения визуальных образов.
Экспозиция формирует некое мнимое пространство, где художники связаны единой школой, единой географией, пытаются передать характер местности. Авторы намеренно не стремятся подчеркнуть индивидуальность каждого ради достижения целостного восприятия выставки как тотального индустриального предместья.
Данная выставка участвует в программе «Пушкинская карта».