Версия для слабовидящих

Центральный выставочный зал

Продолжаем знакомить с творчеством А. Матисса, чья выставка «Взгляд» откроется в Центральном выставочном зале в сентябре.

«Женщина в шляпе» и «Открытое окно» А. Матисс выставил 1905 году на Осеннем Салоне. Эти работы и картины коллег А. Матисса – Андре Дерена, Мориса де Вламинка, Жоржа Брака и других – буквально потрясли публику и вызвали негодование у критиков.

«Женщина в шляпе»

Французский критик Луи Воксель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves). Случайное высказывание закрепилось как название всего течения – фовизм.

«Открытое окно»
Страница из журнала L’Illustration, фовисты на Осеннем салоне 1905.

Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль. Матисс никогда не претендовал на главенствующее положение и не считал себя лидером движения, но именно его художественный метод определил рамки стиля.

А. Матисс писал, что главной чертой фовизма было решительное возвращение к чистым цветам: красному, синему, жёлтому. Художник отказался смешивать цвета — он хотел избавиться от всего, что снижает звучность красок. Вернул в живопись чёрный цвет — чёрной линией он подчеркивал всё, на чём хотел сосредоточить внимание зрителя.