Версия для слабовидящих
Яндекс.Метрика

Центральный выставочный зал

Центральный выставочный зал представляет выставку «Моё советское детство».

В этом детстве было много общего и одинакового: одежда, мебель, еда, книги, отдых и зарплаты родителей. Попросить «дай откусить» было в порядке вещей. Так же, как и поменяться одеждой с одноклассниками.

В этом детстве было мало мандарин и шоколада. Жвачки жевались по нескольку дней, а бананы были только на картинках.

В этом детстве дворовую жизнь можно было променять только на «В гостях у сказки», «Будильник», «АВБГДейку». Все знали, как сделать пикульку из акации и какая сторона ранца лучше скользит по горке.

В этом детстве мечтали о великом и засиживались на кухне за разговорами, уходили в закат вместе с Неуловимыми, плыли с Будённым, побеждали в Зарнице, волокли макулатуру и металлолом.

Это было счастливое наше советское детство. И если мы и ворчим сейчас на своих детей из-за гаджетов, замкнутости, оторванности от реальности, то это потому, что помним, как круто жили по-другому.

Поэтому нам захотелось пригласить всех вспомнить или узнать это советское детство.

При создании экспозиции задача была не просто представить знаковые элементы быта. Хотелось донести, что время дефицита и бытовых трудностей тренировало смекалку и взаимовыручку. Это было время творчества…

В основе проекта – работы графиков, которые работали в жанре детской книжной иллюстрации и сотрудничали с ООО «Пермское книжное издательство»: Олег Коровин, Рифкат Багаутдинов, Валерий Аверкиев, Станислав Ковалёв, Светлана Можаева.  Не одно поколение детей выросло на иллюстрациях этих художников к «Мама, почитай-ка!», «Капризка», «Оляпка», «Шагал один чудак», «Сказки Андерсена», произведениям Льва Давыдычева и др. С этими книгами дети засыпали, ели, их передавали по наследству.

Разворот книги «Жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника»с иллюстрациями Рафката Багаутдинова

Иллюстраторы, каждый со своим стилем и оригинальным виденьем, погружали детей, лишенных мультсериалов, в волшебную вселенную.  Часто, ещё не умея читать, малыши могли сами сочинить историю по картинкам. А если читали уже с легкостью, то иллюстрации раскрывали и дополняли образы, созданные автором. Поэтому над детской книгой, кроме автора, всегда работал художник.

Как в его воображении происходил перевод текста в картинку? Букв в образы? Иллюстратор читал текст, и сила фантазии и творчества включала внутри него особый режим – слова оживали. Ну а дальше оставалось зафиксировать этот живой результат. Компьютера с набором редакторских программ не было. Художник делал макет книги в натуральную величину и начинал распределять пространство между текстом и картинками. Он экспериментировал с объемом и цветом, подбирал шрифты. Думал над тем, как будет выглядеть обложка, и знал, что необходимо оставить место для технической информации – номера страниц, издательство, год выпуска, цена. Такие самодельные книги отдавались затем в издательство для соединения с текстом и дальнейшей редакции.

иллюстрация Олега Коровина

Художники-иллюстраторы эпохи СССР сделали из жанра детской иллюстрации отдельный вид искусства. Расцвет нашей детской книги в прошлом веке был невероятен и признан всем миром.

Детская иллюстрация повлияла и на мультипликацию. Искусствовед и художник Лиза Плавинская: «По легендам Сталин сказал, что нужно всё делать в американском стиле. Тем более все 30-е прошли в тесном сотрудничестве с США. Когда после Сталина схлынула эта псевдодиснеевская мультипликация, нужно было где-то черпать новую эстетику. И брали её как раз из иллюстрации. Детская книга сама по себе как явление появилась как протест против жесткой маскулинной государственности».

Иллюстрация Валерия Аверкиева к «Оляпке»
Иллюстрация Валерия Аверкиева к «Оляпке»

Выставку дополняют арт-объекты, которые представляют собой художественно-исторические инсталляции, воссоздающие быт советской эпохи.

Экспозиция сопровождается дополненной реальностью – специально разработанным под проект приложением, которое сопровождает физические объекты цифровыми пояснениями и демонстрациями. Многие предметы, составляющие привычные объекты для игр и социального взаимодействия детей 70-80 г.г. ХХ века современным подростком воспринимаются совсем по-другому. Не считывается их предназначение и способ использования. Цифровое сопровождение позволит современному зрителю погрузиться в атмосферу детства 80-х, понять менталитет детей того времени, взять на вооружение многие забытые сегодня игры и забавы.

Центральный выставочный зал благодарит всех, кто помог в создании экспозиции:
Музей упаковки,Музей советского быта, Козлова Юрия, Овчинникова Эдуарда, Ковалёва Станислава, Анну Купкель, Ефремова Алексея, Мальцеву Ирину, Строганову Татьяну, Анисимовых Валентину и Владимира, Фельдблюм Ирину и Эмиля, Пономарёвых Сергея и Екатерину,Канюкову Диану, Гладких Валерию.

Стоимость билетов:

250р. – основной (взрослый),

150 р. – льготный (студенты, пенсионеры, инвалиды I , II групп),

80 р. – школьный.

Дополнительно выставка снабжена интерактивным квестом, на который обязательна предварительная запись по телефону: 212-86-47.